Муниципальное общеобразовательное учреждение "Пчевская средняя общеобразовательная школа"Адрес: Ленинградская область, Киришский район, деревня Пчева, улица Советская, д. 18 Телефон: 8(81368)72-226 E-mail: pcheva@kir.lokos.net |
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пчевская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 9 классе «Культура русской речи» Составитель: Мокану Мария Степановна, учитель русского языка и литературы
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи. Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно- выразительных средств, стилистическим разнообразием. Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Программа данного элективного курса нацелена на повышение речевой культуры и грамотности обучающихся. Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. ЗАДАЧИ элективного курса Элективный курс «Культура русской речи» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся дополнительные знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе русского языка, реализуется в процессе следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения; вооружение учащихся дополнительными знаниями о родном языке; развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Общепредметные задачи курса: Воспитание учащихся средствами данного курса русского языка; развитие логического мышления школьников; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания (работа с книгой, со справочной литературой, словарями). Содержание элективного курса Программа содержит отобранную в соответствии с задачами систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка.
Структура элективного курса: Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал располагается следующим образом:
В этом разделе предусмотрены занятия по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов, по анализу своей речи и речи одноклассников с точки зрения её соответствия литературным нормам; занятия, на которых рассматриваются конкретные примеры употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Если язык в целом является первоэлементом литературы, то первоэлементом языка является слово.
В этом разделе рассматриваются некоторые сведения о колебаниях и изменениях в грамматическом роде имен существительных, о формах имен прилагательных, употреблении местоимений, о коварной части речи – имени числительном, об употреблении некоторых форм глаголов.
На занятиях по этому разделу рассматриваются некоторые вопросы о роли синтаксиса для литературной речи: всегда ли «простое предложение» - простое; как согласовать между собой члены предложения; что означает связь управления; как правильно пользоваться однородными членами предложения; не запутаемся ли мы в сложном предложении; обособление - это не только знаки препинания.
В данном разделе рассматривается разнообразие стилистических ресурсов русского языка, его образных средств, некоторые вопросы о нормах литературного ударения и произношения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной в полном смысле этого слова.
Изучение каждого раздела данного элективного курса, каждой темы в совокупности с программным материалом учебного плана по русскому языку должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся, совершенствованию всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма); способствует овладению нормами русского литературного языка; предполагает хорошие результаты в работе над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при написании изложений и сочинений в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Литература для подготовки к занятиям по данному элективному курсу:
Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1963 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд., испр. – М.,1987. А как лучше сказать? – изд. 2-е, М., «Просвещение», 1988. Вартаньян Э.А. Из жизни слов. – М., 1963. Головин Б.Н. Как говорить правильно? - Горький, 1966. С.И. Львова Уроки словесности. 5-9 классы. М., «Дрофа», 1997. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? М., 1986.
Литература для справок:
Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р.И. Аванесова. Правильность русской речи. Словарь-справочник / под ред. С.И. Ожегова.
|