Муниципальное общеобразовательное учреждение "Пчевская средняя общеобразовательная школа"

Адрес: Ленинградская область, Киришский район, деревня Пчева, улица Советская, д. 18


Телефон: 8(81368)72-226

E-mail: pcheva@kir.lokos.net

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пчевская средняя общеобразовательная школа»

 

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 9 классе

«Культура русской речи»

Составитель: Мокану Мария Степановна, учитель русского языка и литературы

 

                                          ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

  Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно- выразительных средств, стилистическим разнообразием.

  Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

  Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

   Программа данного элективного курса нацелена на повышение речевой культуры и грамотности обучающихся.

   Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

ЗАДАЧИ элективного курса

Элективный курс «Культура русской речи» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся дополнительные знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе русского языка, реализуется в процессе следующих познавательных задач:

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

вооружение учащихся дополнительными знаниями о родном языке;

развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:

овладение нормами русского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

 

Общепредметные задачи курса:

Воспитание учащихся средствами данного курса русского языка;

развитие логического мышления школьников;

обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания (работа с книгой, со справочной литературой, словарями).

Содержание элективного курса

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка.

 

Структура элективного курса:

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал располагается следующим образом:

  1. Лексика – область, в которой сосредоточено основное богатство языка – его словарный состав.

В этом разделе предусмотрены занятия по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов, по анализу своей речи и речи одноклассников с точки зрения её соответствия литературным нормам; занятия, на которых рассматриваются конкретные примеры употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Если язык в целом является первоэлементом литературы, то первоэлементом языка является слово.

  1. Грамматика

В этом разделе рассматриваются некоторые сведения о колебаниях и изменениях в грамматическом роде имен существительных, о формах имен прилагательных, употреблении местоимений, о коварной части речи – имени числительном, об употреблении некоторых форм глаголов.

 

 

  1. Синтаксис

На занятиях по этому разделу рассматриваются некоторые вопросы о роли синтаксиса для литературной речи:

всегда ли «простое предложение» - простое;

как согласовать между собой члены предложения;

что означает связь управления;

как правильно пользоваться однородными членами предложения;

не запутаемся ли мы в сложном предложении;

обособление - это не только знаки препинания.

 

  1. Стилистика, орфоэпия.

В данном разделе рассматривается разнообразие стилистических ресурсов русского языка, его образных средств, некоторые вопросы о нормах литературного ударения и произношения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной в полном смысле этого слова.

 

 

Изучение каждого раздела данного элективного курса, каждой темы в совокупности с программным материалом учебного плана по русскому языку должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся, совершенствованию всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма); способствует овладению нормами русского литературного языка; предполагает хорошие результаты в работе над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при написании изложений и сочинений в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

 

 

Литература для подготовки к занятиям по данному элективному курсу:

 

Чуковский К.И.  Живой как жизнь. – М., 1963

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд., испр. – М.,1987.

                              А как лучше сказать? – изд. 2-е, М., «Просвещение», 1988.

Вартаньян Э.А. Из жизни слов.  – М., 1963.

Головин Б.Н.  Как говорить правильно?  - Горький, 1966.

С.И. Львова  Уроки словесности. 5-9 классы. М., «Дрофа», 1997.

Барашков В.Ф.  А как у вас говорят?  М., 1986.

 

Литература для справок:

 

Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р.И. Аванесова.

Правильность русской речи. Словарь-справочник / под ред. С.И. Ожегова.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz