КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
КИРИШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
НА ПЕРИОД 2009-2014 ГОДА
Программа развития МОУ «Пчевская СОШ» адресована обучающимся и их родителям (законным представителям), членам коллектива, общественности, социальным партнерам школы.
Программа Развития МОУ «Пчевская средняя общеобразовательная школа» рассчитана на 5 лет (2009-2014 гг.).
Заказчиком является Совет МОУ «Пчевская СОШ».
Разработчики Программы развития: администрация школы, коллектив МОУ «Пчевская СОШ».
Программа обсуждалась на заседании педагогического Совета 31.08.2009г.
Программа утверждена педагогическим Советом МОУ «Пчевская СОШ».
Протокол № 1 от 31.08.2009г.
1. Информационная справка о школе
Название по Уставу | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пчевская средняя общеобразовательная школа» |
Организационно-правовая форма | Муниципальное общеобразовательное учреждение |
Учредитель | Администрация муниципального образования «Киришский муниципальный район Ленинградской области» |
Год основания | 1973 |
Юридический адрес | д. Пчева, Киришский район, Ленинградская область |
Телефон / факс | 8(81368) 72 244; 8(81368) 72 226; |
Е – mail | pcheva@kir.lokos.net |
Адрес сайта в сети Интернет | |
Должность руководителя | Директор школы |
ИНН / КПП | 4708008068 / 470801001 |
Свидетельство о регистрации (дата, № ) | ОГРН 1024701484213 |
Лицензия (дата, №) | Серия А № 027932; Регистрац. № 988-06 от 14.06.2006г. сроком на 5 лет |
Аккредитация | Серия ОБ № 028253, приказ № 945 от 27.12.2002г. (бессрочно). |
Формы ученического самоуправления | Совет старшеклассников |
Формы государственного общественного управления | Совет школы; Общешкольный родительский комитет |
Помещение и его состояние (год постройки, площадь) | |
Проектная мощность | 300 человек в одну смену |
Педагогический состав | 17 педагогов; Из них имеют: Высшую квалификационную категорию – 9; Первую – 2; Вторую – 4; Без квалификационной категории – 2. По уровню образования: Высшее – 15; Незаконченное высшее – 1; Среднее специальное (педагогическое) – 1 |
1.2.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЫ
В своём развитии школа ориентируется на следующие приоритетные ценности:
- обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка;
- патриотизм;
- жизнь в согласии с собой и окружающими людьми;
- семья, здоровье, образование и труд, как основа жизнедеятельности.
Деятельность школы уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем на таких ценностях, как:
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;
- психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса;
- самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;
- свобода творчества учащихся и учителей;
- сотрудничество педагогического коллектива
- преемственность обучения.
Данные ценности определяют цели развития школы:
- обеспечение прав и свобод личности;
- создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной позитивно воздействовать на мир, жить в гармонии с миром и самим собой;
- своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире;
- опора на особенности и склонности ребёнка с целью их дальнейшего развития;
- усиление внимания, как к одаренным, так и к неуспевающим учащимся;
- снижение перегрузки учащихся и распределение учебной нагрузки в соответствии с индивидуальными способностями и задатками;
- разработка карты индивидуального развития учителей (создание партфолио);
- реализация современных подходов к системе повышения квалификации, материального и морального стимулирования педагогов и учащихся;
- создание постоянно действующей системы информирования педагогов о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях;
- развитие сотрудничества школы, семьи и общественности в вопросах воспитания и образования детей.
В соответствии с этим образовательная программа школы – это целостная система мер по гуманизации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности, социума.
Принципы, перечисленные выше, лежат в основе построения программы, сориентированной на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика.
Воспринимая ребёнка таким, каков он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, мы должны создать условия для самореализации этой личности, с одной стороны, с другой – предупредить развитие негативного в личности каждого школьника.
Настоящая программа определяет стратегию и развитие школы, и основные направления деятельности по ее реализации.
Данная программа развития является основой образовательной политики школы. Она определяет содержание деятельности по обеспечению развертывания приоритетов школы в сфере воспитания, обучения и развития учащихся.
Основная цель и задачи развития разворачиваются соответствующими управленческими действиями, которые учитывают нормативно-правовые, финансово-экономические, кадровые и психолого-педагогические особенности учреждения и направлены на решение вопросов, отнесённых законодательством РФ к ведению общеобразовательного учреждения.
Её особенностью является то обстоятельство, что она является продолжением реализованной к настоящему времени программы развития на период 2005-2008 года. Поэтому её соответствующие положения выстраиваются исходя из результатов реализации предыдущей программы развития.
Основной целью программы является создание личностно ориентированной образовательной системы в школе, развитие и функционирование которой осуществляется в интересах формирования социально направленной и творчески активной личности учащихся.
К числу приоритетных направлений развития школы в период с 2009 по 2014 гг. нами отнесены следующие:
- повышение качества учебной деятельности учащихся;
- обновление воспитательной системы школы;
- совершенствование качества педагогического персонала школы;
- модернизация управленческой системы школы;
- развитие материально-технической базы школы;
- благоустройство территории ОУ.
На 01.09.2009 г. В школе числится 93 учащихся (9 + 1 класс-комплект), из них в начальной школе – 35 учащихся (2 класса + 1 класс-комплект), в основной школе – 38 учащихся (5 классов), в 10 – 11 классах – 20 человек (2 класса).
Набор учащихся в школу осуществляется из деревень Городище, Дубняги, Мотохово, Пчева расположенных вблизи школы на территории муниципального образования «Пчевское сельское поселение». Подвоз учащихся осуществляется на школьном автобусе, полученном школой в 2007 году в рамках ПНПО «Образование». Из детского сада в школу в последние годы поступают примерно 80 – 90% первоклассников.
Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы – пятидневная учебная неделя.
Традициями школы являются:
- открытость образовательного процесса;
- уважение к личности ученика и педагога;
- стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;
- создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
- организация непрерывного образования учащихся;
- признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;
- ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;
- активное включение выпускников школы в образовательный процесс.
Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей; создание благоприятных условий для умственного и физического развития ребенка.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Организация образовательного процесса в школе
Школа обеспечивает доступное начальное, общее, среднее и дополнительное образование учащихся. Соблюдаются требования Закона РФ «Об образовании» в части предоставления прав на бесплатное, доступное, качественное образование, защиты прав и свобод участников образовательного процесса. Нет ни одного учащегося отчисленного из школы. Дети до 18 лет, проживающие на территории Пчевского сельского поселения, все посещают школу или другие образовательные учреждения в г. Кириши. Отказа в приёме в нашу школу детей с 7 до 18 лет не было.
Основные приоритеты в организации образовательного процесса в школе связаны с:
- формированием общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
- содействие социализации личности учащихся и адаптации их к условиям современной жизни;
- создание условий для осознанного продолжения своего образования.
Основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ среднего (полного) общего образования. Образовательный процесс организован на трёх основных ступенях:
Первая ступень – начальное общее образование – обеспечивает развитие учащихся, овладение ими общеучебными умениями и навыками, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
Обучение на первой ступени осуществляется по новому базисному учебному плану с 2007 года.
Особенностью нового БУП является:
- изучение иностранного языка со 2 класса;
- введение учебного модуля «Информатика и ИКТ» с 3 класса;
- учебный предмет «Окружающий мир(человек, общество, природа)» изучается с 1 по 4 класс; он является интегрированным; в его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.
- Объединение обучающихся в классы-комплекты осуществляется при наполняемости класса ниже утвержденной нормы 14 человек на один класс, при этом полностью исключено ущемление прав обучающихся на получение полноценного соответствующего образования на 1 ступени обучения.
В 2009 – 2010 учебном году обучение в 4 классе осуществляется по старому учебному плану.
Вторая ступень – основное общее образование – обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Обучение на 2-й ступени осуществляется по новому базисному плану.
Особенностью учебного плана является:
- Изучение предмета «Обществознание» с 6 класса; предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика» и «Право».
- Предметы образовательной области «Искусство» изучаются до 9 класса включительно, таким образом, обучение становится непрерывным.
- Введено по 0,5 часов дополнительно на изучение предметов русский язык и физкультура (за счет регионального компонента учебного плана);
- Обучающиеся 5 – 9 классов объединяются в классы-комплекты (в связи с низкой наполняемостью классов) при изучении отдельных предметов: музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физической культуры;
- Предпрофильная подготовка в 9 классе ( с учетом запроса учащихся и их родителей).
Третья ступень – среднее (полное) общее образование – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки; обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных и творческих способностей учащихся, формирование у них навыков учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
Особенность учебного плана 3-й ступени:
- Введение предмета «Мировая художественная культура» с 10 класса;
- Образовательная область «Обществознание» изучается на базовом уровне как модули: «Обществознание (право)», «География (социальная и экономическая)», «Экономика»;
- Усиление федерального компонента инвариантной части БУП за счёт вариативной части учебного плана (учебные предметы определяются исходя из образовательных запросов обучающихся и их родителей).
- В целях успешной подготовки обучающихся к обязательным ЕГЭ по русскому языку и математике в вариативную часть учебного плана введено по 0,5 часов в 10 классе и по 1 часу в 11 классе на подготовку к ЕГЭ.
Продолжение учебного года в школе для учащихся 1 класса составляет 33 учебные недели, для учащихся 2 – 11 класса – 35 учебных недель (без учета государственной (итоговой) аттестации). Продолжительность урока в 1 классе составляет 35 минут в первой четверти, в последующих – 45 минут; со 2 по 11 классы – 45 мин.
Охарактеризуем основные результаты, достигнутые педагогическим коллективом школы в организации образовательного процесса за последние 3 года.
АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
| 2006-2007 уч. год | 2007-2008 уч. год | 2008-2009 уч.год |
1. Обучалось учащихся | 116 | 108 | 100 |
В начальной школе | 35 | 34 | 42 |
В основной школе | 95 | 54 | 45 |
В старшей школе | 22 | 17 | 13 |
2. Отсев учащихся | - | - | - |
3. Окончили школу с аттестатом особого образца | 1 | 1 | - |
4. Окончили школу с медалями | - | 1 | 1 |
5. Окончили учебный год на отлично | 4 | 4 | 5 |
В начальной школе | 2 | 1 | 4 |
В основной школе | 2 | 2 | - |
В старшей школе | - | 1 | 1 |
Качество усвоения учебных программ по итогам 2008 – 2009 уч. Года
Классы | Количество учащихся | Количество окончивших учебный год на «4» и «5» | % качества знаний |
1 (без оценок) | | | |
2 | 6 | 5 | 83,3% |
3 | 12 | 8 | 66,6% |
4 | 12 | 6 | 50% |
Всего в 1-4 кл: | 30 | 19 | 63,3% |
5 | 3 | 2 | 66,6% |
6 | 7 | 6 | 85,7% |
7 | 4 | 3 | 75% |
8 | 12 | 2 | 16,7% |
9 | 19 | 6 | 31,6% |
Всего в 5-9 кл.: | 45 | 19 | 42,2% |
10 | 8 | 3 | 37,5% |
11 | 5 | 3 | 60% |
Всего в старшем звене: | 13 | 6 | 46,2% |
Всего аттестовано: | 88 | 44 | 50% |
Качество общеобразовательной подготовки учащихся определяется эффективностью использования современных образовательных технологий, в числе которых и информационно-коммуникационные технологии. Данные технологии успешно реализуются на всех ступенях образования.
АНАЛИЗ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ДИНАМИКЕ ЗА 3 ГОДА
Успеваемость
Результаты | 2006-2007 уч.год | 2007-2008 уч.год | 2008-2009 уч.год |
По школе в целом | 99,1% | 100% | 100% |
В т.ч. Начальная школа | 100% | 100% | 100% |
Среднее звено | 98,3% | 100% | 100% |
Старшее звено | 100% | 100% | 100% |
Качество обучения
Результаты | 2006-2007 уч.год | 2007-2008 уч.год | 2008-2009 уч.год |
По школе в целом | 39,4% | 44,4% | 50% |
В т.ч. Начальная школа | 31,4% | 64,2% | 63,3% |
Среднее звено | 42,3% | 38,8% | 42,2% |
Старшее звено | 22,7% | 29,4% | 46,2% |
С каждым годом увеличивается процент учащихся, освоивших государственные образовательные программы на «хорошо» и «отлично». Соответствующие данные в таблице.
Государственная итоговая аттестация учащихся за курс средней школы (результаты ЕГЭ 2009 учебного года).
Предмет | Средний балл по школе | Средний балл по району | Средний балл по области | Средний балл по России |
Русский язык | 60 | 57,2 | 57,76 | |
Математика | 41 | 38,57 | 39,99 | |
1. Характеристика сдачи экзаменов по выбору.
Экзамены по выбору всеми выпускниками сданы успешно.
Предмет | Средний балл по школе | Средний балл по району | Средний балл по области | Средний балл по России |
История России | 50,5 | 45,1 | 44,74 | |
Литература | 72 | 58,52 | 53,65 | |
Английский язык | 68 | 50,29 | 56,95 | |
Физика | 45,5 | 45,6 | 46,89 | |
Итоговые оценки выпускников соответствуют среднему тестовому баллу, полученному на ЕГЭ. Выводы: положительный результат государственной итоговой аттестации выпускников в формате ЕГЭ достигнут благодаря слаженной работе всего педагогического коллектива.
- Выпускников не преодолевших минимального предела нет.
- Поступило в ВУЗы и ССУЗы по результатам ЕГЭ – 80%; в том числе в ВУЗы – 40%; в ССУЗы – 40%, служит в рядах вооруженных сил РФ – 20% (1 выпускник).
Участие школы в предметных олимпиадах постепенно возрастает.
Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призерами предметных олимпиад на школьном, муниципальном, региональном уровне.
Основные приоритеты в организации образовательного процесса в школе связаны с формированием образованной и социально направленной личности на основе освоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. Серьезное внимание уделяется введению в образовательный процесс новых информационных технологий и отработке модели предпрофильной подготовки и созданию условий для организации профильного обучения.
Серьезное внимание администрацией школы уделяется совершенствованию дидактического и методического обеспечения образовательного процесса. Наблюдается положительная динамика в обновлении соответствующих педагогических средств.
2.2. Организация воспитательной работы в школе.
Воспитательная работа в МОУ «Пчевская СОШ» строится на основе воспитательной программы «Я гражданин России».
Целю воспитательной работы является: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства; развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной этическими знаниями, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Так же, как в процессе обучения отрабатывается взаимосвязь знаний, умений и навыков, так в процессе воспитания знания основ наук и их закономерностей рождает отношение человека к происходящим явлениям, что, в свою очередь, формирует мировоззрение человека. Отсюда вытекает основные направления воспитательной работы в школе:
- Развитие познавательной активности учащихся;
- Формирование у учащихся ценностного отношения к языку, культуре и традициям родного края;
- Формирование чувства дружбы, сотрудничества, товарищества;
- Формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
- Формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию.
Современная деятельность показывает, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением, т.к. в настоящее время в целом образованием не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется учащихся в ходе их обучения, отодвинула нВ задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Поэтому в повседневной школьной жизни мы стараемся прививать учащимся чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.
В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних факторов по отношению к школе. Так, широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не является, как это было прежде, помощником школы в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психологическое развитие детей. Кроме того, растущая разница материального обеспечения семей наших воспитанников, коммертизация сферы культуры не позволяют многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям. Поэтому именно в стенах школы стараемся активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус.
Особое внимание мы уделяем патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за историческое прошлое и настоящее нашего края – «малой» родины. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. В соответствии с этим задача педагогического коллектива была связана с повышением требований к изучению и исполнению школьного законодательства, свемерным утверждением в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.
В целях повышения роли обучения ребят коллективно-организаторской деятельности. При этом эффективность воспитательной системы школы зависела от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показал, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи.
На протяжении ряда лет в школе сложилась определенная система работы с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа с целью педагогического просвещения родителей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Поэтому в нашей практике приоритетными стали дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. В соответствии с этими подходами работа с родителями строилась по следующим направлениям: изучение семей, информирование родителей, просвещение родителей, консультирование родителей, совместная деятельность педагогов и родителей.
2.3. Развитие профессионального мастерства педагогов школы
Развитию профессионального мастерства педагогов служит методическая работа в школе. В содержательном плане она направлена на:
- Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и достижениях педагогической науки и практики;
- Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их оперативной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности;
- Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности членов педагогического коллектива;
- Подготовку методического (научно-методического) обеспечения для осуществления образовательного процесса: учебно-методических комплексов, рекомендаций и других продуктов методической (научно-методической) деятельности.
2.4. Совершенствование системы управления школой
Управление школой осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе принципов демократии, гласности, открытости и самоуправления. Организационно-правовым документом, в котором закреплены структура, функции, права и обязанности школы, вытекающие из Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении, полномочия, дополнительно переданные учреждению учредителем, является Устав школы.
К настоящему времени сложилась следующая структура управления школой:
- Уровень директора школы;
- Уровень заместителей директора школы (руководителей функциональных служб);
- Уровень педагогических работников (педагогического самоуправления);
- Уровень ученического самоуправления.
Первый уровень организационной структуры управления представлен следующими субъектами: директором школы, педагогическим советом, родительским комитетом, профсоюзным комитетом. Этот уровень организационной структуры является уровнем стратегического управления. В его компетенции находится разработка и утверждение образовательной политики школы, определение стратегических установок развертывания образовательной политики, главных направлений развертывания содержания общего среднего образования учащихся, а также стратегии повышения квалификации педагогических работников.
Второй уровень организационной структуры является уровнем тактического управления. Он ориентирован на разработку и реализацию тактики развертывания политики учреждения в области воспитания и обучения учащихся. Этот уровень организационной структуры управления учреждением представлен заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем директора по воспитательной работе, заместителем директора по безопасности и административно-хозяйственной части.
Третий уровень организационной структуры управления – уровень оперативного управления, обеспечивающий координацию развертывания образовательной политики школы и осуществление основных функций, связанных с воспитанием и обучением учащихся, а также созданием условий для обеспечения функционирования учреждения. На данном уровне управления представлены педагогические работники. Основной формой педагогического самоуправления на данном уровне является методическое объединение. В настоящее время в школе функционируют следующие методические объединения: МО учителей начальных классов, МО гуманитарного цикла предметов, МО математического цикла, МО «Естествознание».
Четвертый уровень является уровнем ученического самоуправления. Основным органом ученического самоуправления является ученический совет. Помимо него, в системе школьного ученического самоуправления функционирует актив классов.
С точки зрения совершенствования системы информационного обеспечения управления школой задача сводится к тому, чтобы обеспечение администрации школы объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным. В этой связи в качестве приоритетных мер в области управленческой деятельности школы рассматривалась разработка системы сбора информации, способной независимо, а потому объективно, давать оценку тому или иному параметру, характеризующему деятельность школы, т.е. разработка мониторинга общего среднего образования в школе.
Второй аспект управленческой деятельности связан с совершенствованием кадровой политики в школе. Понимая, что ни одно, даже самое разумное и своевременное решение не может быть выполнено, если в школе нет нужного уровня подготовки педагогов, мы уделяем главное значение работе с кадрами, работе по формированию индивидуального стиля педагога. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Важной задачей овладения педагогическим творчеством является познание собственной профессиональной индивидуальности. Поэтому творческим может быть и начинающий педагог, пока не ставший мастером. Уровень же педагогического творчества выше у того педагога, который в совершенстве владеет педагогической профессией, так как опыт и мастерство – важнейшие факторы развития творчества педагога.
Диагностика педагогического творчества ориентирует руководство школы на оценку определенных качеств творческой личности педагога, дает возможность заметить проявление творческих черт его и своевременно сконцентрировать внимание на использовании их в практической деятельности и дальнейшем развитии. Это определяет цели диагностико-коррекционной деятельности, создает условия для организации и развития педагогического творчества в педагогическом коллективе.
Третий аспект управленческой деятельности, осуществляемой в школе, связан с совершенствованием системы социальной защиты кадров. Анализ ситуации показывает, что в сложных социально-экономических условиях все-таки удается решать некоторые вопросы улучшения социально-экономического положения сотрудников школы.
Дифференциация заработной платы за счет повышения ставок заработной платы на основании повышения категорийного уровня является весьма слабым стимулом. Вместе с тем, в нашей школе практикуются и другие формы материальной заинтересованности педагогов. Речь идет о дифференциации заработной платы за счет: установления процентных надбавок за расширение зон обслуживания; установления процентных надбавок за творческие результаты в работе.
Важное значение в нашей школе придается деятельности по охране труда педагогических работников. Содержание этой деятельности весьма разнообразно. Укажем лишь на некоторые наиболее существенные аспекты. Среди мероприятий, проводимых нами по охране труда следующие: заключено соглашение по охране труда с администрацией школы; с вновь принятыми на работу сотрудниками проводится вводный инструктаж; систематически проводится инструктаж на рабочем месте; проводится инструктаж по пожарной безопасности; разработаны и реализуются правила поведения детей в кабинетах; разработаны и утверждены инструкции по охране труда; разработаны правила внутреннего распорядка для работников школы; педагоги школы ежегодно проходят медицинское обследование.
Еще одно приоритетное направление управленческой деятельности в школе связано с развитием системы ученического самоуправления. Развитие системы ученического самоуправления направлено на:
- Воспитание гражданина России, способного к активной деятельности в интересах человека, общества и государства, обладающего развитой политической культурой и функциональной грамотностью во всех сферах жизнедеятельности;
- Развитие творческой индивидуальности и способностей учащихся.
В основу реализации деятельности органов ученического самоуправления были положены следующие принципы: добровольность, демократизм, гуманизм, социальная направленность, творческое начало, разновариативность, самостоятельность и т.д.
Основным структурным элементом и одновременно базой для формирования системы ученического самоуправления стал класс. Класс является первичным коллективом школы, ее структурным элементом и центром образования учащегося. Класс является основой ученического самоуправления, так как задача общешкольных органов самоуправления состоит в аккумулировании и консолидации усилий первичных коллективов.
Самоуправление в классе, в свою очередь, формируется путем функционирования микроколлективов, которые представляют собой звенья, содружества, товарищества, состоящие из нескольких учащихся. Именно такие микрогруппы являются постоянным движущим рабочим коллективом класса, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учетом его склонностей и интересов.
В качестве основных критериев, по которым происходила оценка эффективности деятельности ученического самоуправления были следующие: включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управления им; умение учащихся организовывать деятельность коллектива; осознание ответственности за достижение совместных целей; умение анализировать и определять программу на перспективу.
Таким образом, школа имеет вполне определенные достижения, к которым можно отнести:
- Стабильные положительные образовательные результаты учащихся;
- Продуктивное использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит компетентностный подход к обучению;
- Разработка и внедрение элективных курсов предпрофильной подготовки;
- Профессиональный рост учителей, их участие в инновационной деятельности;
- Комфортность и безопасность образовательной среды;
- Развитие материальной базы школы.
Разработанная нами модель адаптивной школы (школы разных возможностей), подготовка коллектива к работе в новых условиях дает школе опережающее преимущества в реализации Концнпции федеральной целевой программы развития образования на 2009 – 2012 годы, делает возможным эффективное функционирование школы в условиях модернизации российского образования.
3. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы | Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Пчевская средняя общеобразовательная школа» до 2013 года |
Разработчики программы | Творческий коллектив, включающий педагогов и администрацию школы |
Периоды и этапы реализации программы | Программа реализуется в период 2008 – 2013 гг. по следующим этапам: - этап (2008 – 2009 гг.): разработка текста программы, ее обсуждение и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного варианта программы. Ознакомление с ним педагогического коллектива школы, районного педагогического сообщества и общественности.
- этап (2009 – 2010 гг.): Проведение уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения задач и определения условий реализации программы развития школы. Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации отдельных проектов программы. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы.
- этап (2010 – 2012 гг.): Реализация ведущих целевых программ и проектов программы развития школы. Осуществление промежуточного контроля, экспертиза реализации проектов.
- этап (2012 – 2013 гг.): Подведение итогов и системное осмысление результатов реализации программы на семинарах и конференциях, тиражирование накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач развития образовательной системы школы, подготовка текста новой программы развития школы.
|
Цель программы | Создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относится к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика», «семьянина», и «гражданина». |
Объем финансирования, необходимый для реализации программы | Всего ______________________________ тыс. руб., в том числе: Районный бюджет ____________________ тыс. рублей; Внебюджетные средства __________________ тыс. руб.. |
АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Деятельность школы в 2007 – 2008 году осуществлялась по следующим направлениям:
№ п/п | | Что сделано | Достижения | Проблемы |
1 | Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста | Взаимное сотрудничество с муниципальным ДОУ № 15, находящимся на территории д. Пчева, по вопросам подготовки детей к школе. | 80 – 90 % выпускников ДОУ поступают в нашу школу. | Выпускников ДОУ с каждым годом все меньше; вынужденность объединения детей разного возраста в классы-комплекты приводит к оттоку 10-20 % детей в Киришские школы. |
2 | Повышение качества образовательного процесса | Постоянный анализ результативности УВП на основе диагностики и проведение мероприятий, направленных на совершенствование УВП; Качественная подготовка к возможности перехода на следующую ступень образования и обеспечение необходимых знаний для перехода к профилизации, в том числе, в других учебных заведениях: часть обучающихся 10 – 11 классов посещают различные курсы подготовки к поступлению в ВУЗ; на базе Киришского МУК прошли курсы обучения компьютерной грамотности часть обучающихся и практически все учителя. | Положительная динамика уровня обученности, отсутствие второгодничества, активное участие школьников в предметных олимпиадах на разных уровнях, сохранение контингента, хорошие результаты при сдаче ЕГЭ по русскому языку; профессиональный рост педагогов. | Очень неоднородный контингент (здоровье, психо-эмоциональное самочувствие, социальное положение, разный уровень развития ребенка и др.); низок уровень мотивации к учебе; низок уровень самоанализа и самоконтроля у учащихся. |
3 | Введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода. | Максимально используются разные виды технологий, в том числе, развивающее, проблемное, разноуровневое обучение, использование здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных и других технологий. | Положительная динамика роста качества обучения учащихся. | Недостаточно технических средств. |
4 | Расширение программ дополнительного образования | 2005 г. – 6 программ 2006 г. – 7 программ 2007 г. – 8 программ На 01.09.02008 – более 10 бесплатных кружков, в которых занимаются почти все учащиеся школы. | За участие в конкурсах награды всех уровней. | Недостаточная материально-техническая база. |
5 | Переход к профильному обучению учащихся старших классов. | 2008 г. – введение универсального профиля с учетом запроса обучающихся и их родителей (законных представителей): увеличено количество часов (+1 ч.) на изучение физики, химии, информатики. | Максимальное поступление выпускников школы в различные ВУЗы, ССУЗы. | Различия в требованиях к абитуриентам в разных технических ВУЗах (по физике, математике) – сложность в подготовке к поступлению учащихся |
6 | Реализация мер по снижению учебной нагрузки учащихся, сохранению их физического и психического здоровья. | Действует программа «Здоровье» по сохранению и улучшению эмоционального, нравственного и физического самочувствия школьников. Отслеживается дозировка домашних заданий; учебные планы и расписание учебных занятий в обязательном порядке согласуется в Киришском отделении Роспотребнадзора и в МУ «Комитет по образованию». | Психологическая комфортность всех участников образовательного процесса. | Недостаточная материально-техническая база (школьная мебель не везде соответствует санитарным нормам). |
7 | Переход школы к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, расширение числа источников и объема средств внебюджетного финансирования. | С 01.01.2000 г. – на финансово-хозяйственной деятельности. | Ежегодное увеличение источников и объема средств для укрепления МТБ школы и проведения текущего ремонта. | Низкая наполняемость школы требует больших экономических затрат. |
8 | Совершенствование системы общественно-государственного управления школой. | В школе работают Совет школы, Совет старшеклассников, общешкольный родительский комитет, комиссия: по питанию, охране здоровья, прав детства, воспитательная служба. | Нет жалоб. Положительное отношение к школе всех участников образовательного процесса. | Недостаточная активность родителей в контролирующих функциях организации работы школы. |
9 | Развитие материально-технической базы школы. | Постоянно поддерживается здание школы в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации и др. ежегодно приобретается и заменяется устаревшее оборудование по плану развития школы.) | Созданы комфортные и безопасные условия обучения и воспитания, которые положительно оцениваются общественностью. | Недостаточное финансирование из государственного бюджета. |
3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ДО 2013 года
Цель и задачи развития образовательной системы школы.
Социальная миссия школы
Школа должна обеспечить комплексную программу развития детей в системе непрерывного образования, доступность обучения для всех детей муниципального образования Пчевского сельского поселения, разнообразие образовательных услуг, улучшить качество образования на уровне государственного стандарта; она должна стать социокультурным центром на селе.
Стратегической целью развития образовательной системы школы видится в создании условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном исоциальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относится к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика», «семьянина» и «гражданина».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования педагогов и привлечь к работе ведущих специалистов, педагогов и психологов.
- Создать механизм самопроектирования школой своей дальнейшей жизнедеятельности.
- Создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни в контексте отечественной духовной традиции.
- Разработать эффективный механизм согласования целей и преемственности между блоками: начальная – средняя, неполное – полное среднее образование.
- Создать комплекс условий для духовно-творческого развития индивидуальности каждого ученика на основе знакомства с духовными ценностями русской культуры.
- Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Продолжить работу по дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся школы в условиях предпрофильного и профильного образования.
- Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования, стремится к разработке новых образовательных и учебных программ на интегративной основе.
- Разработать систему активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации учащихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.
- Сформировать у учащихся целостную систему знаний по истории и культуре России и опыта духовно-эмоциональной деятельности через приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.
- Сформировать ориентацию учащихся на развитие стремления к духовному совершенствованию и самосовершенствованию.
- Создать максимально благоприятные условия для работы в школе, принять активное участие в реализации Концепции развития системы образования Ленинградской области и программы развития системы образования Киришского муниципального района.
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании культуротворческой образовательной системы, ядром которой является система гражданско-патриотического воспитания, способной удовлетворить потребность социума Пчевскогосельского поселения в воспитании человека-патриота и гражданина, способного на действенную любовь к своему Отечеству, одухотворенного идеалами добра и активного, не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять.
Перспективная модель выпускника 2013 года.
Действительное воспитание учащейся молодежи, сопряженное с подготовкой к миссии «труженика», «семьянина» и «гражданина», несомненно, станет серьезным шагом к экономическому и культурному процветанию нашего государства.
В современной ситуации определяющими качествами личности, входящей в постиндустриальную эпоху, должны стать: кругозор, компетентность и профессионализм, толерантность и гражданственность. Эти качества находят выражение в знаниях, умениях и навыках, которые помогут вывести свою страну на мировой уровень.
Идеальная модель выпускника МОУ «Пчевская СОШ» - это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к России, высоких гражданских ценностей. Он руководствуется в своих действиях нравственными принципами, свободен от конъюнктурных влияний в выборе поведения, ответственен перед совестью.
Стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созданию материальных и духовных благ во имя и во благо своего Отечества. Он заботится об охране природы, нравственной чистоте общества. Такой человек непримирим ко злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розни, преступности, несправедливости, но способен всегда встать на защиту рубежей своей Родины.
Учитывая основные ценности и цели школы, а также содержание ее социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования, включающую:
- Культурный кругозор и широту мышления.
- Патриотизм.
- Готовность способствовать процветанию России.
- Физическая развитость.
- Умение жить в условиях рынка и информационных технологий.
- Уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой.
- Наличие коммуникативной культуры.
- Готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования.
- Способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознмнию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
4. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
Механизм развития образовательной системы школы включает в себя 2 блока: систему мероприятий по ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ и систему мероприятий по ПРОЕКТАМ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДО 2013 ГОДА.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. «РАЗВИТИЕ ВОСПИТАЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
ЦЕЛЬ: становление патриотического воспитания в качестве системообразующей деятельности в контексте воспитательной системы социально-культурной ориентации, посредством интеграции основного и дополнительного образования, учебной и воспитательной деятельности, урочной и внеурочной форм работы в единый образовательный процесс, направленный на реализацию «Модель выпускника школы - 2013».
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ.
ПРОЕКТ I. «Научно-методическое сопровождение воспитательного процесса»
ПРОЕКТ II. «Традиция»
ПРОЕКТ III. «Семья и школа: партнерство в воспитательном процессе»
ПРОЕКТ IV. «Ученическое самоуправление в системе социального творчества»
ПРОЕКТ V. Дополнительное образование как фактор творческой самореализации личности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Становление воспитательной системы школы как системы:
- Открытой и адаптивной, являющейся органичной частью воспитательного пространства Пчевского сельского поселения Киришского района;
- Реализующей воспитательный процесс на основе преемственности и развития мировой и отечественной культуры;
- Гуманистически ориентированной, для которой наиболее значимым результатом является развитие индивидуальности, творческого потенциала субъектов образовательного процесса;
- Гарантирующей защиту прав личности на образование и свободу выбора образовательных программ;
- Позволяющей достигнуть стабильно высокие образовательные результаты;
- Высокого уровня профессиональной педагогической деятельности, основанной на связи с наукой, постоянном совершенствовании и высоких этических нормах;
- Демократически управляемой.
- Воплощение «Модели выпускника - 2013»
Система мероприятий по ПРОЕКТАМ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДО 2013 ГОДА.
ПРОЕКТ 1. «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ»
Цель: организация системы управления школой на принципах государственного управления создающих организационно-педагогические условия для самореализации субъектов образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК |
1 | Организация обучения всех звеньев руководителей по вопросам управления школой через ЛОИРО, Киришский МУК, районные МО. | 2008 - 2013 |
2 | Подготовка кадрового резерва администрации по специальности «Менеджмент в образовании». | 2008 - 2013 |
3 | Оптимизация структуры управления через перераспределение функциональных обязанностей администрации ОУ. | 2008 - 2009 |
4 | Организация постоянно действующего семинара по проблемам совершенствования системы управления. | 2008 - 2010 |
5 | Совершенствование системы экономического стимулирования работника ОУ. | Постоянно |
6 | Создание системы регулярного изучения мнения родителей и учащихся о школе. | 2009 - 2010 |
7 | Разработка и апробация системы диагностики качества управления педагогическим процессом и эффективности управленческих решений. | 2010 - 2013 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышение эффективности деятельности ОУ.
- Расширение участия субъектов образовательного процесса в управлении школой.
- Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.
- Повышение социальной защищенности педагогов.
ПРОЕКТ 2. «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
ЦЕЛЬ: разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы, ориентированных на повышение информационной культуры педагогов и учащихся.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК |
1 | Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса. | 2008 - 2009 |
2 | Перевод школьного делопроизводства на компьютерную базу | 2010 |
3 | Создание медиа- и видеотеки методических и нормативных материалов на базе кабинетов ОИ и ВТ | 2010 - 2012 |
4 | Организация «телефона доверия» администрации школы для учащихся и родителей | 2010 - 2011 |
5 | Информирование населения о деятельности школы через средства массовой информации и подготовку специальных информационных материалов (в том числе Интернет-сайт школы, материалы в газету «Пчевский вестник», Киришский факел) и др. | 2009 - 2013 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательного процесса.
- Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
- Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
- Расширение информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
ПРОЕКТ 3. «КОМФОРТНАЯ ШКОЛА»
Цель: создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса на основе демократизации и гуманизации образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК |
1 | Проведение исследования уровня комфортности субъектов педагогической деятельности в ходе реализации УВП | 2008 - 2013 |
2 | Проведение ежегодного конкурса «Лучший классный кабинет» | 2008 - 2013 |
3 | Создание постоянно действующей рабочей группы по проблеме «Комфортная школа» с участием учащихся и родителей. | 2009 - 2010 |
4 | Систематическое проведение «Открытых диологов» с учащимися всех субъектов ОП по проблеме школьной комфортности. | 2009 - 2013 |
5 | Создание системы регулярного изучения мнения родителей и учащихся о школе. | 2009 |
6 | Наработка банка данных диагностических методик по отслеживанию степени комфортности всех участников образовательного процесса в УВП | 2008 - 2013 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Улучшение социально-психологического климата в школе.
- Изменение характера взаимоотношений между родителями и школой. Усиление ориентации школы на запросы и оценки родителей и учащихся.
- Изменение критериев оценки школы у родителей, ориентация на гуманистические и демократические принципы.
- Рост престижа и общественной поддержки школы.
ПРОЕКТ 4. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»
Цель: овладение педагогами методологией системного подхода к анализу и преобразованию педагогической действительности в контексте проектной парадигмы педагогической деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК |
1 | Организация постоянно действующего семинара на базе школы по проблеме «Методологическая культура педагога» силами методического совета. | 2010 |
2 | Проведение ежегодной школьной педагогической конференции «Образовательная система школы: достижения и перспективы». | ежегодно |
3 | Организация системы наставничества. Активная помощь молодым и вновь прибывшим педагогам. | постоянно |
4 | Разработка системы стимулирования инновационной деятельности педагогов. | 2009 - 2010 |
5 | Работа методических объединений педагогов: - «Учебно-методический комплекс кабинета и его роль в совершенствовании УВП»;
- «Совершенствование методов обучения. Новые технологии в УВП ;
- «Диагностика в учебной и воспитательной деятельности»;
- «Сохранение и улучшение эмоционального и физического самочувствия школьников».
| 2008 – 2013 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Рост общекультурной и профессиональной компетентности педагогов.
- Создание гибкой адаптивной системы повышения профессионального мастерства в процессе педагогической деятельности.
- Повышение качества преподавания.
- Рост социально-профессионального статуса педагогов школы.
ПРОЕКТ 5. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ»
Цель: обеспечение направленности деятельности педагогов школы на внедрение в педагогический процесс инновационных педагогических технологий на достижение результатов, отвечающих целям развития личности учащихся и современны социальным требованиям на основе совершенствования управления школой как социально-педагогической системой.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК |
1 | Обучение педагогов школы на краткосрочных курсах «Инновационные педагогические технологии». | 2008 - 2013 |
2 | Организация и работа проблемных творческих групп: - «Применение в учебном процессе современных педагогических технологий»;
- «Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания».
| 2009 - 2011 |
3 | Разработка программы изучения развития познавательных способностей и мотиваций учащихся. | 2010 - 2011 |
4 | Проведение психолого-педагогических консилиумов по определению системы педагогических воздействий, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию обучения школьников. | 2008 - 2013 |
5 | Проведение научно-практической конференции на базе школы «Образовательная среда школы как условие индивидуального развития учащихся». | 2010 - 2011 |
6 | Проведение недель педагогического мастерства по теме «Новые педагогические технологии в обучении и воспитании». | 2008 - 2013 |
7 | Проведение на базе школы районного семинара: реализация воспитательной программы «Я – гражданин России» на уроках и во внеурочной деятельности. | 2009 - 2010 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышение качества образования в школе.
- Рост познавательной мотивации учащихся.
- Повышение педагогической компетентности педагогов.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
- Снижение учебной нагрузки учащихся, сохранение здоровья.
ПРОЕКТ 6. «ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА И ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель: создание условий для обеспечения каждому учащемуся реализации индивидуального образовательного маршрута, а также углубленного изучения отдельных предметов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК |
1 | Изучение социального заказа со стороны родителей и старшеклассников для открытия профиля. | 2008 - 2009 |
2 | Организация предпрофильной подготовки учащихся выпускных классов основной школы (9 кл.) | 2008 – 2013 |
3 | Разработка учебных планов для 9 класса с учетом перехода на предпрофильную подготовку. | 2008 – 2013 |
4 | Проведение мониторинга потребностей населения в открытии профильных классов. | 2009 - 2010 |
5 | Организация работы по информированию учащихся и родителей о профильных классах в школе. | 2008 – 2013 |
6 | Разработка учебных планов для профильной школы. | 2010 - 2013 |
7 | Разработка учебных программ элективных курсов в условиях профильной школы. | 2010 - 2013 |
8 | Переподготовка педкадров, работающих в профильных классах | 2008 – 2013 |
9 | Работа с портфолио для учащегося | 2009 – 2013 |
10 | Открытие профильного класса с учетом социального заказа. | 2010 - 2011 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Переход на профильное обучение учащихся старших классов.
- Повышение качества образования в школе.
- Рост познавательной мотивации учащихся.
- Оптимизация образовательного процесса.
ПРОЕКТ 7. «ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА»
Цель: сохранение, укрепление и улучшение психологического и физического здоровья учащихся в ходе реализации образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК |
1 | Диагностика состояния здоровья учащихся. | Ежегодно, сентябрь |
2 | Создание проблемной группы «Сохранение и улучшение эмоционального и физического самочувствия школьников» | 2010 – 2011 |
3 | Корректировка учебной программы по физической культуре с учетом анализа результатов состояния здоровья учащихся. | постоянно |
4 | Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. | Ежегодно |
5 | Осуществление контроля за выполнением санитарно-гигиенического режима школы. | Ежегодно, 1 раз в четверть |
6 | Создание ученических групп лечебной физкультуры в 1 – 11 кл. | сентябрь |
7 | Организация и проведение Недели спорта «Надежда большого спорта». | Ежегодно, октябрь |
8 | Организация школьной спартакиады «Будущие олимпийцы». | Ежегодно, по графику |
9 | Организация и проведение туристических слетов и походов. | Ежегодно, октябрь, май |
10 | Организация и проведение Дней здоровья с привлечением родителей и учителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», «День музеев», День театра, участие во Всероссийском «Кроссе наций», «Лыжня России». | Ежегодно |
11 | Организация работы бесплатных кружков: настольный теннис, баскетбол, волейбол, подвижные игры для малышей | постоянно |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся.
- Рост личностных и спортивных достижений.
- Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей.
- Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
ПРОЕКТ 8. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩЕГОСЯ»
Цель: включение учащихся в систематическую учебно-исследовательскую деятельность, как составляющую общекультурной и методологической компетентности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК |
1 | Организация работы ученического научного общества | 2010 - 2011 |
2 | Проведение конкурсов исследовательских работ и работ «Новое в науке». | 1 раз в год |
3 | Организация органа печати для публикаций материалов олимпиад, конференций, аннотаций исследовательских работ. (газета«Школа на Пчеве» - спецвыпуск). | 2010 – 2011 |
4 | Разработка и защита проектов по результатам исследования: - Село (район), в котором я живу.
- Наш любимый Киришский район.
- Мое предназначение в жизни.
- Мечта, которую я хочу претворить в жизнь.
- Моя родословная.
- Жизнь наших предков.
- Жизнь и быт русского народа и др.
| 1 раз в год |
5 | Организация исследовательской работы по тематике школьного музея: по истории Пчевского поселения, школы, по истории русского народного творчества, по истории Великой Отечественной войны. | постоянно |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Рост числа победителей районных конкурсов по исследовательской и краеведческой деятельности.
- Рост личностных достижений учащихся.
- Умение выпускников работать с разными научными и историческими источниками.
- Возрастание интереса учащихся к исследовательской работе.
6. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Федеральный Закон «Об образовании» от 23.01.1996г. № 12-ФЗ.
- Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 г. (Постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000г.).
- Концепция модернизации российского образования и Федеральная программа развития образования на период до 2010 года.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.
- Федеральный Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 29.04.1999г. №80-ФЗ.
- Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.1992г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования учреждений РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ».
- Концепция развития системы образования.
- Постановление Правительства РФ от 2001 г. № 343 «О федеральной программе «Патриот России».
7. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
По каждому из проектов созданы проблемные творческие группы, ответственные за их реализацию. Функцию общей координации реализации Программы выполняют Совет школы, методическое объединение. Мероприятия по реализации проектов являются основой годового плана работы школы. Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных проектов ежегодно представляется на педсовете и Совете школы. Каждый из проектов (группа проектов) курируется одним из заместителей директора. Вопросы оценки хода выполнения Программы, принятия решений о завершении отдельных проектов, внесения изменений в реализацию проектов решают Совет развития школы и Совет школы.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Формирование единой образовательной среды школы, характеризующейся единым ценностно-целевым полем всех субъектов образовательного процесса.
- Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа школы, подтвержденного результатами социологических исследований.
- Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях ит.д.).
- Активное включение родителей в образовательный процесс.
- Укрепление материально-технической базы.
- благоустроенная территория, комфортная школа, приносящая радость для всех участников образовательного процесса.
9. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерии эффективности реализации программы будут выступать:
- постоянное соотнесение процесса развития школы с критериями эффективности:
- социально-педагогическим (соответствие нормативным требованиям развития образовательного учреждения);
- образовательным (достижение высокого качества знаний и овладение гуманистическими ценностями);
- психолого-педагогическим (устойчивость условий эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост).
- Реализации в образовательном учреждении федерального, регионального и школьного стандартов во всем многообразии вариативной образовательных программ.
- Согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы школы с Федеральной и районной программами развития образования.
- Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
- Рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы.
- Влияние образовательной системы школы на развитие образовательного пространства района.
- Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг.